Нина Павловна Дмитриева

 С уважением и любовью к руководителям и участникам «Ленинградского камерного хора»

           В начале моей работы в Доме культуры пищевой промышленности мне довелось услышать разговор Владислава Александровича Чернушенко с хором о планах на будущее, и не на год, и не на два, а на десять и более.             Меня поразила уверенность, с которой говорилось. О становлении хора, о сложнейшем репертуаре, в который войдут произведения эпохи Возрождения XVI – XVIII веков, русских и современных композиторов; о том, что хор должен стать одним из ведущих в стране, о выездах за границу.

            Каюсь, подумала, что это- фантастика. Для самодеятельного хора все это казалось мне сверхсложным. Заграничные гастроли даже профессиональных коллективов в то время были редкостью.

            Но время шло и все свершалось по нарастающей. Репертуар с каждой репетицией пополнялся все более сложной и интересной, давно не исполнявшейся. Хор получил возможность петь в лучших концертных залах Ленинграда: в Большом зале филармонии, в Малом зале,  в Капелле. Хором заинтересовались замечательные дирижеры (Г.Рождественский, А Янсонс).

            Много выездов было за пределы Ленинграда. Таллин, Рига, Лиепая, Ашхабад, Ереван, Венгрия, Польша, Италия. Могла быть и Англия – конкурс хоров в Мидлсброу. Были оформлены визы, но в это время за границей остался Артист балета М.Барышников и за два дня дло отъезда хора выезд был нам запрещен. Смешно, если бы не было так грустно, но в Англии среди флагов участников конкурса был флаг Советского Союза. Нас ждали.

            Оформление виз было очень трудным. Пришлось побывать в Москве, в Министерствах для открытия виз работающим в закрытых предприятиях.

            Все поездки были успешными. Хор пел и на советских праздниках, и на смотрах, проводимых Домом художественного творчества. Но эти выступления звучали произведениями большого хорового искусства: песня «Смело, товарищи, в ногу» исполнялась в напряженной тишине зала. А когда спели в Большом концертном зале «Гимн Великому городу» Глиера, спели не просто замечательно, я бы сказала необыкновенно. Руки, фигура дирижера, поющие на сцене были настолько едиными, что эта слитность захватила зал. Последние слова гимна: «Живи и славься, город – герой» прозвучали так энергетически сильно, что зал какое-то время молчал, а потом взорвался аплодисментами. В зале было руководство Ленинграда. Г. В. Романов сидел в боковой ложе и так аплодировал, что кто-то, сидевший поблизости от меня, сказал: «Он сейчас выпадет в зал».

            О становлении хора говорить можно много. Трудности работы с любительских хором известны. Но появился беспримерный Устав. Его подписали 24 человека, в том числе два руководителя: Владислав Александрович Чернушенко и концертмейстер Людмила Алексеевна Чернушенко. Их совместая работа не прекращается и до сих пор в Капелле. Успехам, преодолению трудностей помогает содружество, когда понимание друг друга подчас не требует слов.

            Устав выглядел так:

            Мы, группа энтузиастов, создаем этот хор, потому что нас объединяет бескорыстная любовь к пению и желание пропагандировать малоизвестную музыку композиторов разных стран и эпох.

        Мы отдаем себе отчет в трудности нашего предприятия, и поэтому принимаем этот Устав.

            §1. Я отдам все свои знания и умения для создания коллектива, профессионального по своему исполнительскому мастерству, и принципиально нового в своей организационной основе. Моей моралью как участника хора является честность, дисциплинированность, товарищество и творческое горение

            §2  Я обещаю жертвовать личными интересами ради интересов хора.

            §3 Я обязуюсь беспрекословно подчиняться решениям, принятым на общем собрании хора, а также решениям Совета хора, избранного на общем собрании хора.

            §4  Я освобождаю себя от репетиций только в случае болезни, не позволяющей выйти из дома.

            §5  В целях создания начального денежного фонда я вношу 10 коп. на каждой репетиции.

            §6 Я сознаю, что создание такого хора подобно чуду, и я хочу быть соавтором этого чуда.

            §7  Я сам себя исключаю из хора, если я нарушу Устав хора.

 

            В журнале «Советская музыка» № 10, 1974 г в своей статье «Племя одержимых» Владислав Александрович писал, что они как дети сочинили себе страну, и отправились на её поиск. Хор пополнялся новыми певцами, которые включались в поиск этой страны и становились такими же одержимыми.

            Не было бы свершения задуманного, не было бы побед, если бы Руководитель хора не был сам одержимым в своем служении делу, избранному навсегда. Высочайшая одаренность, цельность в характере и уме, в своих целеустремлениях отличают Владислава Александровича. Ему пришлось оставить Камерный хор, когда уже невозможно стало совмещать ректорство в Консерватории, руководство Капеллой и хором ДК.

            Это было в 1979 г, сменилось несколько руководителей. Большую часть времени с хором работал Валерий Борисов. Но и он был вынужден уйти. Сейчас он - Главный дирижер хора Большого театра в Москве. Да и петь уже было негде. Дворец Культуры просто ликвидировали. Но «одержимые» поют, собираются по домам. Ушли в немногие сохранившиеся хоры. Их можно встретить в Капелле на концертах, которыми дирижирует Чернушенко. Прошедшие десятилетия не смогли стереть с их лиц радость и удовольствие от услышанного, от встреч. Они готовы оказать помощь друг другу, когда она понадобится. Общность интересов, доброта и многие хорошие качества объединяют их. Они благодарны Владиславу Александровичу за чудесную страну, в которой они побывали. Забыть её они не смогут никогда.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz