Моя жизнь в Камерном хоре
Моя жизнь, связанная с Ленинградским камерным хором, похожа на счастливый случай, которого могло и не быть.
Родилась я на самой красивой улице нашего города: улице «зодчего Росси». Но, когда я была маленькой, я не видела этой красоты, т.к. все время я проводила во дворе: моя мама работала с раннего утра до позднего вечера. И я росла как трава в поле. Мама была ингермоландская финка, родилась она в Петергофе и ей, как и многим финнам и немцам, досталась тяжелая доля.
Мне не было и 16 лет, когда мама скоропостижно умерла. Случилось это прямо на её работе. Окончилась моя беззаботная жизнь. Я пошла пойти работать на завод, куда меня привел мой сосед по квартире. Одновременно я продолжала учиться в вечерней школе.
Желание петь у меня было всегда. У нас во дворе был ансамбль, и я пела в нем. И когда выяснилось, что на заводе есть кружок художественной самодеятельности, я пришла в этот кружок. Я и моя подружка стали там петь известные эстрадные песни. Но в 18 лет я почувствовала желание попробовать свои силы в более серьёзном музыкальном жанре. Судьба привела меня в Дом культуры пищевой промышленности. Случилось это в 1966 г. Руководитель хора – В.А. Чернушенко, прослушал меня и сказал: «Приходи!». Но когда я стала в хор, в котором все стояли по квартетам, и каждый сосед пел свою партию, то я поняла, что я петь не умею: я не могла чисто интонировать и петь в хоре свою партию. Но особенно страшно было петь свою партию перед всем хором: страх буквально парализовывал меня. Через два месяца («испытательный» срок, который мне отвел В.А., чтобы я вошла в коллектив), я сдавала «экзамен» и «завалила» его: спела все неправильно. От стыда и позора я бросилась бежать вниз по лестнице. Но В.А. пустился за мной вдогонку и кричал, чтобы я остановилась, но я не вернулась. Мне казалось, что жизнь моя кончена: как же так - ведь до этого я успешно выступала на заводских праздниках; мы ездили на «гастроли» по каким-то деревушкам. Мало того, мы выступали перед сеансами в кинотеатрах «Зенит» и «Дружба», и за эти выступления мне платили деньги (по 5 руб.).
Чтобы как-то удовлетворить свое самолюбие, и я пошла на прослушивание в Д.К. Мед работников. Там меня сразу приняли, и казалось, что мое униженное достоинство было восстановлено. Но все-таки какой-то червячок мне не давал покоя и я ушла из ДК. Потом также я без труда поступила в хор Клуба моряков (на пл. Труда), но и здесь мне было не по себе.
Понадобилась 2 года, чтобы я разобралась в своих чувствах, и поняла, что мне просто необходимо еще раз попытаться поступить в Камерный хор Д.К. Пищевой промышленности. За эти 2 года я узнала, что в моем прекрасном городе есть великолепный зал Капеллы, и что там часто выступает Камерный хор. Я стала ходить в Капеллу на все концерты Камерного хора. Слушала и плакала. И вот на одном из концертов (в апреле 1969 г), я, едва дождавшись его окончания, прошла за кулисы, подошла к В.А. и попросила его еще раз прослушать меня и взять меня в Камерный хор. И я благодарна В.А. на всю жизнь, что он тогда сжалился надо мной и принял меня в хор. Первые годы пребывания в хоре были самыми трудными и самыми счастливыми. Это был университет моей жизни, где я встретила талантливых, умных и добрых людей. Благодаря хору, я соприкоснулась с прекрасной музыкой, которую я могла бы и никогда узнать (до того был узок мир, в котором я до этого находилась).
К нам - хоровикам, относились профессионально. Большое внимание уделялось нотной грамоте, нас знакомили с музыкальной культурой; наши ребята читали лекции о композиторах, мы ходили к друг другу в гости и слушали редкие музыкальные записи. Чтобы мы правильно могли произносить подтекстовку исполняемых музыкальных произведений, к нам приглашали преподавателей иностранных языков.
У В.А. были прекрасные помощники: Людмила Алексеевна Кожухова и Валерий Владимирович Борисов. Какое огромное терпение нужно было иметь, чтобы выучить с нами сложные музыкальные произведения и «вычистить» все ноты! Отношение к нам было как к профессионалам: после выучки «сдавали» экзамен: по квартетам пели свои партии.
С большой благодарностью хочу вспомнить Н.А. Зайцеву, нашего преподавателя по вокалу. Сколько душевных сил и внимания она нам отдала!
И, конечно, наша драгоценная Нина Павловна – наш администратор, которая всегда была рядом с нами в самые трудные моменты хора! И сейчас, спустя долгие годы, она остается с нами и мы её очень любим.
Жизнь в хоре постоянно бурлила и кипела: В.А. все время повышал планку наших возможностей. У нас поводились прекрасные концерты с замечательными дирижерами (Г. Рождественским, C. Сандецкисом, И. Блажковым, А. Янсонсом.).
Была возможность выступать на лучших концертных площадках нашего города: Капелла, БЗФ, МЗФ, Греческий зал в Павловском дворце , Прицерковный зал в Екатерининском Дворце , в Юсуповском дворце и т.д. Это не говоря уже о нашем участии на международных конкурсах в Дебрецине, в Варшаве (на праздновании, посвященном 500- летию Коперника), в Гориции.
А какая замечательная поездка было г. Ригу по приглашению хора «Ave sol», Как хорошо он нас принимали! Были концерты в Домском соборе и на студии телевидения, прогулки по Сигулде. А как замечательно нас слушали пассажиры электрички, когда мы пели свои песни, возвращаясь в кемпинги на взморье!
Незабываемые поездки в Ашхабад, в Ереван – где нас тоже замечательно всречали! Это невозможно забыть! Хочу немного рассказать о наших хористах. Это было удивительное время, когда мы все были вместе. Каждый из нас вносил что-то свое, неповторимое.
В.И. Шувалов – это легендарная личность. мы его звали «папой». Он был немного старше нас (и В.А.). Можно было всегда прислонится к нему и получить доброе слово. Он необычайно артистичным, с замечательным чувством юмора, всегда сглаживал острые углы.
Адик Медведев – добрее и заботливее его не было на свете. Это была гипердоброта. Он был очеь ранимым человеком и его надо было беречь.
Коля Чернушенко – родной брат В.А. Сколько юмористических сцен он разыгрывал. Особенно забавно он показывал «зайца». Но, несмотря на его родство с руководителем хора, ему часто попадало от руководителя. Для В.А. все были равны.
У нас был потрясающий бас с голосом необыкновенной красоты и глубины – Коля Гоголь. Когда он пел , все вокруг наполняется осязаемым звуком. Казалось, его (звук) можно было потрогать.
К сожалению, многих ребят из нашего хора уже нет в живых. Надеюсь, что и там, на небесах, они продолжают петь. Ведь как часто говорила Лидочка Мишина, тоже одна из безвременно ушедших – что и все ангелы были музыкантами: она повторяла фразу из одного нашего музыкального произведения (З.Кодаи).
А какие потрясающие капустники у нас были! ингода можно было просто умереть со смеху!
Как много хочется написать; понимаю, что это невозможно. Но все-таки один эпизод я все-таки вспомню.
В 1970 г В.А. взял меня в поездку на международный конкурс хоров им. Б. Бартока в Дебрицен (Венгрия). Таким образом, он дал мне еще один шанс удержаться в хоре , хотя , к тому времени, я была еще «сырая». В это время я еще училась в Педагогическом училище на дневном отделении, предоставляя себе возможность, ходить по вечерам в хор. И когда В.А. спросил меня, есть ли у меня «приличное» платье, я растерялась – никакого «приличного» платья у меня, конечно, не было. Тогда от хора мне были выделены деньги и мы с Ниной Боровых купили мне 2 платья.Прошу извинить за это лирическое отступление, но для меня этот эпизод очень дорог.
Мне хочется еще немного рассказать о творческом продолжении жизни нашего хора, после того, как В.А. перестал руководить нашим хором (его назначили ректором Ленинградской государственной консерватории, а он был еще Художественным руководителем Ленинградской академической Капеллы).
Мне кажется, что если бы нами не стал руководить Валерий Борисов, наш хор попросту распался. Как оказалось, что мы очень нужны друг другу.
Нам не хотелось покидать наш коллектив, а В.Борисову нужно было утвердить себя как художественный руководитель и дирижер. Он пришел к нам в хор в 1969 г, еще будучи студентом консерватории. И мы вместе с ним пережили бурное, прекрасное время под руководством В.А.
В нашем хоре В.Борисов стал настоящим профессионалом. И на посту художественного руководителя нашего хора он сделал свои собственные открытия. Сразу же после ухода В.А. из нашего хора с ним покинули хор несколько человек. Но появились новые люди, любящие не только пение, но и спорт. в.В. очень много занимался с ними, не жалея ни времени, ни сил. И добился, чтобы эти ребята влились в наш коллектив.
И с В.В. у нас были замечательные концерты. Особенно запомнились поездки в Пушкинские горы, где мы пели в Святогорском монастыре, Ездили мы туда несколько раз . И каждый раз наши души наполнялись какой-то особой чистотой и красотой этих святых мест.
Еще запомнился концерт в г. Кингисепп Ленинградской обл. Выступали мы в бывшей церкви, в то время – музее. Наш хор пел русскую духовную музыку. На концерт пришли , в основном, пожилые люди. И вдруг, прямо во время нашего исполнения.люди стали вставать на колени и молиться. Мы к этому не были готовы: ведь это был концерт , а не церковная служба! Маэстро Валерий этого не видел, он стоял спиной к зрителям (Я, тоже этого не видел, т.к. смотрел на дирижера, да еще иногда в ноты. Б.Ф)
У меня прямо мурашки забегали по спине и было удивительное чувство причастности к высшему таинству .Да, - это незабываемо.!
Пишу и думаю, неужели все это было со мной! Да, это это было не только со мной, но и со всеми нами. Кажется, будто все кануло в Лету, но осталась память и мы до сих пол наполнены той музыкальной энергией, которую мы когда-то получили в Ленинградском камерном хоре. Благодарю судьбу за этот прекрасный подарок!